Выбрать главу

Проводя исследования, я не преследовал цели запугать кого-либо. Микрофлора кухонной губки всего лишь идеально подходит для того, чтобы лучше понять мир микробов. Прежде всего, мы должны примириться с основным законом жизни: без микробов нам никуда — они наши постоянные и ближайшие спутники. Но это совсем неплохо, за парой исключений, о которых нам стоит помнить.

Девять правил здорового обращения с микробами в домашних условиях

1. Микробы заслуживают уважения и восхищения. Это древние крошечные микроорганизмы, идеально приспособленные к окружающей среде, неутомимые труженики, первые и, скорее всего, последние обитатели нашей планеты.

2. Микробы нужны человеку для жизни, а не наоборот. Без микробиома, состоящего из 10 триллионов клеток, человек не может быть здоров.

3. Не микробы живут у нас, а мы у них. Только благодаря деятельности микробов Земля стала пригодной для людей.

4. Стерильность дома — это иллюзия, к ней не нужно стремиться. Миллиарды лет микробы осваивали планету, выживая в экстремальных условиях, и наши квартиры для них не исключение. И это хорошо, так как они обогащают наш микробиом.

5. Дети больше остальных нуждаются в богатом микробном окружении как в спарринг-партнере для их иммунной системы. Микробы стимулируют детскую иммунную систему (например, если есть домашние животные) и предупреждают возникновение астмы и различных видов аллергии в дальнейшем.

6. От инфекционных заболеваний нужно защищаться, в целом от микробов — нет. Инфекционные болезни могут быть опасны для жизни, но они вызываются незначительным количеством микроорганизмов.

7. Проверенных домашних средств и вакцинации достаточно, чтобы полностью защититься дома от инфекционных заболеваний. Тщательная уборка, кислота, мыло и сушка — эффективные меры против микроорганизмов дома. От по-настоящему опасных болезней защищают прививки.

8. Дополнительные антибактериальные средства нужны, только если кто-то из членов семьи находится в острой фазе заболевания или хронически болен. Антибиотики (принимаемые правильно) и дезинфицирующие средства — спасение для больных и ухаживающих за ними, но не для здоровых людей.

9. К пробиотическим мерам сейчас все больше внимания. «Полезные» бактерии скоро будут не только в йогуртах, но и в средствах для уборки.

Как микробиолог, я лелею надежду, что в будущем гигиена приобретет совершенно новое значение — что она станет наукой и учением об активном управлении микробами, а не просто средством уничтожения микробов для предотвращения заболеваний. Я буду очень рад, если моя книга на шаг приблизит нас к такому будущему.

Список литературы

1. Микроб или не микроб

Carabotti М, Scirocco A, Maselli МА & Severi С (2015) The gutbrain axis: interactions between enteric microbiota, central and enteric nervous systems. Annals of Gastroenterology 28: 203–209.

Clemente JC, Pehrsson EC & Blaser MJ et al. (2015) The microbiome of uncontacted Amerindians. Science Advances 1: e1500183.

Dodd MS, Papineau D, Grenne T, Slack JF, Rittner M, Pirajno F, O’Neil J & Little CTS (2017) Evidence for early life in Earth’s oldest hydrothermal vent precipitates. Nature 543: 60–64.

Dominguez-Bello MG, Jesus-Laboy KM de & Shen N et al. (2016) Partial restoration of the microbiota of cesarean-bom infants via vaginal microbial transfer. Nature Medicine 22: 250–253.

Fernández L, Langa S, Martín V, Maldonado A, Jiménez E, Martín R & Rodríguez JM (2013) The human milk microbiota: Origin and potential roles in health and disease. Pharmacological Research 69:1–10.

Flemming H-C, Wingender J, Szewzyk U, Steinberg P, Rice SA & Kjelleberg S (2016) Biofilms: an emergent form of bacterial life. Nature Reviews Microbiology 14: 563–575.

Hennet T & Borsig L (2016) Breastfed at Tiffany’s. Trends in Biochemical Sciences 41:508–518.

Kelly CR, Kahn S, Kashyap P, Laine L, Rubin D, Atreja A, Moore T & Wu G (2015) Update on fecal microbiota transplantation 2015: Indications, methodologies, mechanisms, and outlook. Gastroenterology 149: 223–237.

Kinross JM, Darzi AW & Nicholson JK (2011) Gut microbiomehost interactions in health and disease. Genome Medicine 3: 14.

Kort R, Caspers M, van de Graaf A, van Egmond W, Keijser B & Roeselers G (2014) Shaping the oral microbiota through intimate kissing. Microbiome 2: 41.

Leclercq S, Mian FM, Stanisz AM, Bindels LB, Cambier E, Ben-Amram H, Koren O, Forsythe P & Bienenstock J (2017) Lowdose penicillin in early life induces long-term changes in murine gut microbiota, brain cytokines and behavior. Nature Communications 8:15062.

Liu CM, Hungate BA & Tobian AAR et al. (2013) Male circumcision significantly reduces prevalence and load of genital anaerobic bacteria. mBio 4: e00076.

Liu CM, Prodger JL & Tobian AAR et al. (2017) Penile anaerobic dysbiosis as a risk factor for HIV infection. mBio 8: e00996-17.

Lloyd-Price J, Abu-Ali G & Huttenhower C (2016) The healthy human microbiome. Genome Medicine 8: 1024.

McFall-Ngai M (2008) Host-microbe symbiosis: The Squid-Vibrio association — A naturally occurring, experimental model of animal/bacterial partnerships. Advances in Experimental Medicine and Biology 635: 102–12.